Младший школьный возраст – последний период детства.
Младший школьник – еще ребенок, зависящий от взрослого, значимого для него, и необыкновенно привязанный к близким. Это, наверное, самое главное в понимании этого возраста и нашего влияния на податливую, меняющуюся, растущую личность ребенка. Младший школьный возраст – последний период детства. Впереди – отрочество, следующий возрастной этап, когда ребенок превращается в подростка и отделяется от родителей и учителей, ориентируется на сверстников и молодежь. Тогда гораздо труднее будет «вложить» в него свои взгляды на жизнь, свои ценности и идеалы, отношение к миру, к людям и делу. Но это впереди. А пока папа, мама и первая школьная учительница – авторитет, их мнение определяет почти все в жизни ребенка, даже если он упрямится и капризничает. Наша задача – не упустить этот последний этап детства, постараться не только помочь сыну или дочке освоить счет и правописание, но и научить трудиться, радоваться преодоленным трудностям, гордиться своими достижениями, не потерять детскую любознательность и чем-нибудь увлекаться - чтением, или биологией, или историей – чем угодно. Мы попытаемся обсудить с Вами семейные и школьные проблемы, часто возникающие в младшем школьном возрасте. Но сначала проследим, как развивается ребенок, как происходит становление его личности.
Младшему школьнику присуща эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все необычное и яркое. Но эмоции уже не так легко сменяют друг друга и не так явно проявляются, как в дошкольном детстве. Если дошкольник быстро забывал о неприятностях, переключаясь на что-то радостное, то младший школьник может долго переживать неудачу и скрывать свои чувства. В этом возрасте наряду с ситуативными эмоциями возникают аффективные комплексы – сложные чувства унижения, оскорбленного самолюбия, неполноценности или, наоборот, чувства собственной значимости, исключительности. Ребенок, поэтому, постепенно утрачивает детскую непосредственность. Он еще достаточно открыт для взрослых, но уже не всегда проявляет свои истинные чувства и желания, иногда пытается замаскировать причины своих поступков. В младшем школьном возрасте многое зависит от школьного обучения – от степени его успешности (успеваемости), особенностей отношений с учительницей, внимания к учебе, проявляемого в семье, системы поощрений и наказаний в связи с учебными успехами и неудачами и т.п. Как считают психологи, учебная деятельность становится в этот период ведущей деятельностью, определяющей и развитие мышления, и развитие мотивации, самосознания ребенка. Практически все дети, за редким исключением, приходят в школу с желанием учиться. Но за положительным отношением к учению стоят самые разные мотивы. Маленькие ученики, впервые севшие за парты, говорят, что хотят учиться, потому что надоело ходить в детский сад, потому что в школе будет много новых друзей, потому что родители купили им много красивых вещей – рюкзак, пенал и т.д. Далеко не все дети приходят в школу с «настоящими» учебными мотивами, поэтому они обычно развиваются в процессе обучения в начальных классах. Остановимся на этом несколько подробнее.
Учебную деятельность каждого ребенка всегда побуждает целый комплекс мотивов. Учителя стремятся в первую очередь развивать познавательную мотивацию – ориентацию на содержание и процесс учебной деятельности. Это ценный учебный мотив, поскольку материал интересен ученику, а выполнение действий вызывает удовольствие. Развитию познавательной мотивации способствуют особое построение обучения (например, по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова или Л.В.Занкова), увлекательное, эмоциональное изложение учебного материала учителем, поддержка детской любознательности в семье. Важны также социальные мотивы учения. Ребенок включен в систему значимых для него отношений, главным образом, со взрослыми. И эти отношения, ценности, установки, требования взрослых, подкрепление ими результатов учебной работы, тоже побуждают учиться. У младшего школьника должны появиться широкие социальные мотивы - желание стать образованным, хорошо окончить школу, чувства долга, ответственности перед учителем, родителями и классом, и т.п. К сожалению, эти мотивы, придавая смысл учебе, не обладают такой действенной силой, благодаря которой ребенок немедленно сел бы за стол решать скучные примеры. С чувствами долга и ответственности приходят в школу совсем немногие дети, у части детей (но не у всех) они постепенно приобретают необходимую силу и начинают побуждать их учебную деятельность.
Сильными для большинства учеников в этом возрасте являются такие социальные мотивы учения, как отметка, похвала и награда. Ради них ребенок готов старательно заниматься. Конечно, отметка не должна превращаться в фетиш, определяя полностью смысл учения. Но разумно ее использовать можно и нужно (и именно тогда, когда ребенок учится в начальных классах), чтобы поддержать положительное отношение к учебной деятельности. Похвала для младшего школьника так же важна, как для дошкольника. Есть дети с низкой самооценкой, которых практически невозможно «захвалить», похвала всего лишь стимулирует их работу. При общении с детьми, имеющими очень высокую самооценку, это средство нужно использовать осторожно, не «подпитывая» их самомнение.
Награда – самый сложный вариант. Используя в семье такие награды за успехи в учебе, как поездка в зоопарк или цирк, торжественное чаепитие со специально испеченным пирогом, родители подчеркивают значимость для них учебных дел сына или дочери, проводят время и переживают радость вместе с ребенком. Дорогой подарок и, особенно, деньги включают обе стороны – и родителей, и ребенка – в совсем другую ситуацию. В последнее время плата за высокие учебные результаты, иногда и за помощь по дому, оказалась довольно распространенным явлением. Родители в этом случае должны помнить, что их ребенок, с 7-ми лет делающий что-то полезное за деньги, будет строить с ними отношения на денежной основе и дальше. В подростковом возрасте он наверняка потребует увеличить оплату его школьного труда, шантажируя родственников тем, что «скатится» на «тройки» или вообще бросит школу. Кроме того, введение такой награды ослабляет познавательную мотивацию: ребенок начинает учиться ради денег, не получая удовольствия от процесса учебной деятельности. К социальным мотивам учения относится и престижная мотивация. Это желание быть первым, лучшим, выделиться на фоне остальных детей. Престижная мотивация – действенный мотив, побуждающий ученика много заниматься и достигать высоких результатов. Но здесь есть и существенные «минусы». Она связана с отрицательными эмоциями: ребенок болезненно реагирует на «четверки» и отсутствие потока похвал со стороны учителя, «пятерка» одноклассника его тоже расстраивает. Дети с престижной мотивацией соперничают с такими же способными и успешными школьниками. Стремясь получить свои «пятерки», они идут проторенным надежным путем, не ищут оригинальных решений и не реализуют полностью свой творческий потенциал. Наконец, учебную деятельность побуждает мотивация достижения успеха – ориентация на получение качественного результата (независимо от его внешней оценки) – и мотивация избегания неудачи. Первый мотив полезен, благодаря ему ребенок стремится довести дело до конца, выполнять не только интересную, но и скучную, рутинную работу, необходимую для выполнения задания. Ученик удовлетворен, даже горд собой, когда, преодолев трудности, достигает нужного результата. А мотивация избегания неудачи связана с отрицательными эмоциями. Особенно она характерна для неуспевающих детей, боящихся получить очередную «двойку», того, что учитель и родители будут его ругать, дома не пустят гулять, не разрешат смотреть телевизор и т.д.
Развитие учебной мотивации – важная и трудная задача для взрослых, воспитывающих младшего школьника. Обычно она становится первостепенной в их глазах. Но у ребенка формируются и другие мотивы, не связанные с учением, желания, соответствующие принимаемым им ценностям. Современные дети ценят здоровье, силу и красоту, реже – интеллектуальные способности, в последнее время особенно часто стремятся к большому материальному достатку. «Хочу много знать» звучит реже, чем «хочу быть богатым». Материальные ценности часто вытесняют духовные из-за широкой рекламы потребления и примитивных удовольствий средствами массовой информации (главным образом в фильмах и телевизионных передачах, которые смотрят дети), рекламы понятной и легко усваиваемой младшими школьниками.
Самооценка детей в этом возрасте становится более адекватной, чем была раньше, соответствующей реальным успехам и оценкам значимых взрослых. Она зависит от школьной успеваемости - выше у отличников и ниже у слабоуспевающих учеников. Правда, в последнее десятилетие различия несколько сглаживаются в связи со снижением ценности образования в обществе. А оценка своего будущего детьми с разной успеваемостью обычно одинаково оптимистична. Почти все они ожидают того, что будут иметь обеспеченную жизнь, хорошую семью и удовлетворяющую их профессию.
Младший школьный возраст – время развития произвольности. Дошкольник не мог заниматься тем, что ему было неинтересно. Младший школьник уже может и должен делать то, что не хочется, но надо. Если на этом этапе не появится способность преодолевать свои побуждения, отвлекающие от цели, способность к волевым усилиям, в следующем, подростковом возрасте начнутся большие проблемы.
Прочитав эту небольшую статью, подумайте, ради чего учится Ваш ребенок? Что Ваш ребенок любит смотреть по телевизору? Какая у него самооценка – высокая, средняя или низкая? Может ли он пожертвовать чем-то интересным ради выполнения домашнего задания или Вашего поручения?
Младший школьник: семейные проблемы
Отношения между детьми и родителями строятся на привязанности ребенка и ответных чувствах взрослых. Считается, что эмоциональной основой отношения родителей служат безусловная любовь, обусловленная любовь или непринятие ребенка.
При безусловной любви ребенка принимают таким, какой он есть на самом деле – некрасивым, не слишком умным, доставляющим массу хлопот и неприятностей. Ребенка любят не за что-то, а просто потому, что это свой ребенок. Безусловная – истинная - любовь, эмоциональное тепло и забота дарятся ребенку с его рождения и сопровождают все детство.
Обусловленная любовь демонстрируется ребенку только тогда, когда он устраивает родителей. В младшем школьном возрасте – когда он хорошо себя ведет и хорошо учится, когда родители им довольны или имеют повод им гордиться. Если же ребенок не соответствует ожиданиям старших членов семьи, он отвергается. Для детей обусловленная любовь – источник, с одной стороны, тревог и переживаний, с другой – стремления завоевать родительскую любовь, стать лучше. И, хотя этот вариант отношений недостаточно благоприятен для ребенка, в таких семьях часто вырастают любящие, заботливые дети.
Непринятие – самый тяжелый вариант. Не принимать ребенка кто-то из родителей может с самого его рождения (ждали мальчика, а родилась девочка, ребенок оказался некрасивым или похожим на нелюбимого родственника, или просто родился не вовремя – мешает привычной налаженной жизни). Бывает, что непринятие возникает позже, когда ребенок не оправдывает возлагавшиеся на него надежды (не проявляет тех способностей, на которые рассчитывали, желания заниматься тем, к чему его «предназначили» родители). При этом мама или папа могут осознавать, а могут и не осознавать, что они по- настоящему не любят ребенка. В последнем случае они заботятся о нем, строят воспитание так, как считают должным, и искренне считают себя идеальными родителями. Но ребенок все равно чувствует отсутствие эмоционального тепла, что осложняет развитие его личности.
Кроме эмоциональной основы детско-родительских отношений важны степень опеки (заботы, внимания, уделяемого ребенку), мера удовлетворения его потребностей, количество и специфика требований и запретов, особенности контроля и санкций при нарушении принятых правил – все то, что определяет стиль семейного воспитания.
При демократическом стиле воспитания безусловная любовь родителей сочетается с требовательностью, с ребенком сотрудничают, достаточно полно удовлетворяют его потребности, свои требования обосновывают, а контролируют и наказывают на фоне разумной заботы. Этот стиль иногда называют гармоничным, потому что он оптимален для развития личности ребенка.
В младшем школьном возрасте требования, контроль и санкции связаны, в первую очередь, с учебой. При демократическом стиле воспитания в семье находят баланс между помощью ребенку и требованием самостоятельной сосредоточенной работы.
Безусловная родительская любовь нередко сочетается с гиперопекой – чрезмерным вниманием и заботой, максимально возможным удовлетворением детских потребностей, отсутствием требований, слабым контролем. В таких случаях говорят о «кумире семьи», которому трудно адаптироваться к школьной жизни из-за атмосферы вседозволенности в семье. У ребенка формируется неадекватная завышенная самооценка, не появляется умение преодолевать трудности и переживать неудачи. Встречается в семьях и «культ болезни», при котором забота о здоровье ребенка заслоняет все остальные стороны жизни, и ученик при малейших трудностях и неприятностях в школе «уходит в болезнь», приобретая комфорт, защиту и возможность ничего не делать.
При гиперопеке может проявиться и значительное давление на ребенка: излишние внимание и забота, отсутствие требований сочетаются с множеством запретов и ограничений, тотальным мелочным контролем. Кто-то из родственников (обычно мама) не просто контролирует своего бесконечно любимого ребенка, но «живет за него». Главные проблемы здесь связаны с тем, что ребенок, полностью подчиняясь близкому взрослому, становится совершенно пассивным, несамостоятельным.
Воспитание в стиле повышенной моральной ответственности предполагает высокие, часто не соответствующие возрасту ребенка, требования, апелляции к совести и чувству долга. Ребенок становится тревожным, он боится огорчить, разочаровать родителей, не соответствовать их ожиданиям. Эти особенности ярко проявляются при поступлении в школу, из-за чего процесс адаптации к школьному обучению осложняется. И на протяжении всего младшего школьного возраста ребенка преследуют страхи, стыд, чувство вины.
Авторитарный стиль – это диктат, высокие, без объяснения причин, требования, жесткий, тотальный контроль, продуманная система наказаний. Потребность ребенка в общении с близкими взрослыми обычно не удовлетворяется и ему не хватает эмоционального тепла, даже если родители его действительно любят. Младший школьник подчиняется родителям и чаще всего становится пассивным. Неприятие такого стиля воспитания, попытки противодействия, бунта свойственны подросткам (и то не всем), и крайне редко проявляются в младшем школьном возрасте.
При гипоопеке ребенок в большей или меньшей степени становится безнадзорным. Ему мало уделяется внимания, требования оказываются слабыми или вовсе отсутствуют, отсутствуют также контроль за поведением и учебой, соответствующие санкции. Ученику не помогают адаптироваться к школе, выполнять домашние задания, мало интересуются его школьной жизнью и не «вытягивают» его, если он отстает в учении. Если он совершает проступки, или не вмешиваются в решения педагогов, или пытаются оправдать его поведение. Этот стиль воспитания неблагоприятен для развития личности.
Еще более значительные негативные последствия для формирующейся личности ребенка имеет воспитание, основанное на эмоциональном отвержении – воспитание по типу Золушки или маленького неудачника, жестокое обращение с ребенком. Здесь при недостаточном внимании применяются жесткий контроль, наказания, в последнем случае – открытая агрессия. Нарушается процесс социализации, ребенок становится забитым, замкнутым, или, иногда, озлобленным. Часты невротические реакции. Поскольку речь идет о психологическом здоровье, учебные проблемы отходят за второй план. Подумайте, кто из Ваших знакомых авторитарен, кто воспитывает ребенка как кумира семьи? Как растут их дети? Какие у них возникают проблемы? А как воспитывали Вас? Вы воспитываете своего ребенка так же, как Ваши родители, или по-другому?
Младший школьник: школьные проблемы
Как уже отмечалось, личностное развитие в младшем школьном возрасте зависит от того, как ребенок включается в учебную деятельность, насколько он успешен в ней, как в связи с ней складываются или изменяются его отношения со значимыми взрослыми. В частности, развитие личности зависит на этом этапе от успеваемости, от оценок и ожиданий учителя.
Считается, что ученику для становления самооценки, развития учебной мотивации и сохранения душевного комфорта необходима особая атмосфера в классе (ее называют атмосферой психологической поддержки) и положительные в целом оценки его учебной работы и поведения. Положительные оценки должны преобладать над отрицательными, должны быть исключены оценки неопределенные, при которых ребенок не понимает, как он ответил и что думает об этом учитель, и крайне негативные оценки – упреки, нотации, сарказм и т.п. Самое сильное воздействие оказывают глобальные оценки личности, используемые иногда учителями вместо оценок результатов деятельности: «Ты глуп (или тупой, совершенно неспособный)» вместо «Ты решил эту задачу неправильно», или «Ты хулиган» вместо «Ты поступил плохо, так делать нельзя». Западные психологи называют такие оценки, «переходящие» на личность, «убийственными реакциями».
Учитель может не выражать прямо своего отношения к ученику, но ребенок чувствует это отношение благодаря системе ожиданий, которая складывается у педагога. Учитель в самом начале обучения в 1-ом классе уже имеет представления о детях, и от одного ждет проявления выдающихся способностей, от другого – старания и хороших результатов, от третьего ничего хорошего не ждет. Ожидания значимого для ребенка взрослого имеют особую действенную силу и называются в западной психологии «самореализующимся пророчеством».
В одном эксперименте, проведенном в американской школе, психологи, проведя тестирование, дали учителям сведения об уровне интеллектуального развития учащихся. Сведения были точными в отношении детей с высоким и низким интеллектом, и половины детей со средними интеллектуальными показателями. О другой половине «средних» детей было сказано, что это ученики с высоким уровнем интеллектуального развития и, таким образом, у учителей были созданы высокие ожидания. В конце учебного года оказалось, что у детей со средними показателями в первой группе ничего не изменилось, а у таких же детей из второй группы, от которых педагоги ждали проявления высоких способностей, повысилась успеваемость и, более того, у некоторых из них уровень интеллектуального развития. Это явление было названо «эффектом Пигмалиона» (Пигмалион в древней легенде силой своей любви оживил холодную мраморную статую). Подчеркнем, что сбываться, «самореализовываться» могут и положительные, и отрицательные ожидания.
Если младший школьник неуспешен, если оценки и ожидания учителя достаточно низки, это сказывается на его состоянии. Может возникнуть школьная дезадаптация, проявляющаяся, прежде всего, в отрицательных эмоциях, относительно тяжелых переживаниях. Кроме того, у дезадаптированного ученика может еще больше снижаться успеваемость, пропадать интерес к учению, могут начаться нарушения поведения, конфликты со сверстниками или взрослыми и возникнуть невротические реакции.
В младшем школьном возрасте появляются такие же невротические реакции, как у дошкольников – ночные страхи, тики, энурез, заикание. Нервные тики (например, подергивание щеки), энурез (недержание мочи во время сна) и заикание больше свойственны мальчикам, а ночные страхи – девочкам.
Возможны и более сложные неврозы. Это неврастения при больших учебных перегрузках – резкое падение работоспособности, трудности сосредоточения внимания на учебном задании и запоминания материала, вялость и раздражительность, бессонница и снижение аппетита. Истерический невроз связан с соматическими реакциями. Страх перед школой приводит к тошноте, рвоте, головным болям и болям в животе, и т.п. Приступ боли или подъем температуры может начаться перед контрольной работой, тошнота – утром, когда нужно идти в школу. Варианты многообразны. Следует помнить, что ребенок не притворяется, ему действительно плохо.
Мнительные дети, родители которых особенно сильно беспокоятся по поводу их здоровья, прислушиваются к своим ощущениям, жалуются на сердцебиение или боли, «уходят» в болезнь. «Бегство в болезнь» не так уж редко наблюдается в младшем школьном возрасте.Если переживания, страхи и связанные с ними явления вызваны учебными проблемами, сложностями в отношениях с учителем и одноклассниками, они могут быть компенсированы в семье, при понимании и разумной заботе родственников. И наоборот, трудности в отношениях с родителями могут в какой-то мере сглаживаться благодаря теплым отношениям с учителем и легкому вхождению в группу сверстников в школе. Тяжелая для ребенка ситуация усугубляется при конфронтации родителей и учителя. Если требования и оценки семьи и школы расходятся, это «бьет» прежде всего по ребенку, так что родители стремятся или наладить отношения с учителем, добиться компромисса, или, когда это невозможно, перевести ребенка в другой класс или школу.
Вспомните свою школьную жизнь. В средних классах Вы считали одних учителей справедливыми, других – нет, одних любили, других не любили; а как Вы относились к Вашей первой учительнице? Были ли особенно счастливые моменты в то время, когда Вы учились в начальной школе? Очень тяжелые? Какая атмосфера была в классе? Как Вы считаете, повлияло ли все это на Вашу дальнейшую жизнь? А как чувствует себя Ваш ребенок в своем классе? Словарь Оценка завершает контроль за учебной работой. Без оценки взрослыми своей учебной деятельности ребенок оказывается дезориентированным: в младшем школьном возрасте он не способен оценить свою работу самостоятельно. Основная форма оценки в школе – отметка, становящаяся для первоклассника сильным учебным мотивом, способным побуждать его выполнять неинтересное задание.