Пятый класс, как утверждают специалисты, —
следующий проблемный класс после первого. Десять лет — начало
физиологического созревания и одновременно переход к другой системе
учебы и новым требованиям. Изменение жизненной ситуации и жизненного
статуса является стрессом для любого человека, но детей это касается
особенно. Ведь при переходе в среднюю школу не просто изменяются сами
отношения между учеником и учителями. За четыре года учебы в младшей
школе ребенок успел привыкнуть к педагогу, учитель приспособился к
общению с ним, детально изучив его индивидуально-психологические
особенности. То есть они адаптировались друг к другу. А тут — все новые и
незнакомые! Хорошо, если у ребенка богатый социальный опыт, то есть он
посещал детский сад, у него много друзей и большая семья. Он имеет,
таким образом, опыт общения с разными людьми разного (что тоже
немаловажно!) возраста. Пятикласснику нужно не только приспособиться
к совершенно разным и «чужим» людям, но и подать им себя. У педагога
младшей школы дети уже имели определенный статус, и, как правило, весьма
комфортно себя чувствовали в нем. Ребенок выработал свои приемы
психологической защиты против определенных некомфортных взаимоотношений.
С новым учителем эти приемы не работают. И если пятиклассник к тому же
очень зависим от внешних обстоятельств, то, безусловно, адаптационный
период будет необычайно болезненным и длительным. Может возникнуть страх
к школе (еще ничего не случилось, еще нет никакой проблемы, но страх
перед этим незнанием, перед калейдоскопом лиц, требований, характеров
уже есть) и повлиять на соматику. То есть у ребенка может возникнуть
головная боль, расстройство желудка, бессонница или, наоборот,
постоянная сонливость, заторможенность или гиперактивность. Конечно,
речь идет о крайних случаях, потому что к десятилетнему возрасту дети
уже имеют определенные знания о школе, требованиях и даже опыт работы с
разными учителями (уроки физкультуры, иностранного языка). Родители
часто сами затормаживают социальное развитие своего ребенка, принимая
его социальные роли на себя. Начиная с маленького «поздоровайся», «скажи
«спасибо!», они не могут остановиться и тогда, когда ребенок взрослеет,
становится учеником. Не приучают к самостоятельности, сами выясняют его
отношения с учителями, одноклассниками, друзьями. Бесспорно, вникать в
школьные дела ребенка необходимо, но не менее важно научить его самого
строить взаимоотношения в классе и за его пределами. Говоря о
проблеме пятого класса, нужно помнить, что ребенку необходимо наработать
определенные навыки в довольно короткий промежуток времени. Что же
требуется от педагогов и родителей в этой ситуации? Ничего нового —
просто любить детей. Ведь, по данным последних исследований
отечественных психологов, 90% учеников убеждены, что учителя их…
ненавидят. Почти такая же ситуация и в семье: несмотря на заверения
родителей в любви, дети ее не ощущают, даже больше — мучительно
признаются, что их не любят. И дело тут не в отсутствии этой любви, а в
том, что мы разучились проявлять ее друг к другу (от этого, кстати,
страдает все наше общество). К тому же родительская любовь должна быть
безоговорочной — любить ребенка таким, каким он есть, в любом возрасте, с
любыми его проблемами. Нынешние дети свободнее в высказываниях и
отстаивании своего мнения, у них меньше лицемерия и страха, ощутимо
больше достоинства, но при этом родители должны помнить: они, как и
раньше, требуют к себе безраздельного внимания. Десять лет — начало
подросткового возраста, и в этот период особенно важно не критиковать
ребенка, а сотрудничать с ним, поощрять, дисциплинировать, помогать
достигать определенной цели, анализировать неудачи и ни в коем случае не
сравнивать с другими. Дайте почувствовать ребенку, что оценили его
старания, не поскупитесь на похвалу, и сын увидит в вас друга. Еще
необходимо развивать коммуникативные навыки ребенка, воспитывать в нем
доброжелательное отношение к людям. Родителям следует помнить, что
конфликтный ребенок в первую очередь страдает сам, а выиграет тот, кто
воспитан в любви к другим. В адаптации пятиклассников это играет едва ли
не решающую роль. Сейчас очень много говорится о личностном подходе к
ребенку. Это несколько другое понятие, чем «индивидуальный подход».
Нельзя видеть количество ошибок и не видеть при этом маленького
человека. Нужно умело оперировать и тем, и другим, а справедливые
требования ребенок всегда чувствует. Но даже если с учителем не
повезло, и контакт пока не налаживается, не спешите в присутствии
ребенка плохо отзываться о педагоге. Попытайтесь вместе с ребенком найти
подход к этому учителю, познакомиться с ним и познакомить его с
системой воспитания в семье. Нужно сделать так, чтобы ребенку было
интересно учиться и познавать мир. И тут усилий одних учителей мало.
Дома должен быть культ школы, потому что она дает знания, а также
атмосфера совместного (семейного) познания. Когда начинается учебный
процесс, родители понимают (и правильно понимают), что нужно держать его
под контролем, осуществлять его в интересной форме: вместе выучить
стихотворение, понять его смысл, разобрать трудную тему, используя при
этом другие источники. Десять лет — это и начало полового
созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в
организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят
психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя
по-новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не
принял себя и не полюбил. Да кто же не помнит себя в этом «ужасном»
возрасте, когда «уши — как у слона!», ноги — «коротышки и колесом!»,
руки — «это не руки, а костыли какие-то!», нос — «как у дятла» или того
хуже «картошкой!»» и вообще — «разве может кто-то такую уродину
полюбить?!»… Нас, конечно же, старались уберечь от крайностей в
оценках себя и окружающего мира. Мы обязаны помочь детям принять и
полюбить себя со всеми своими недостатками и достоинствами. А это
касается и внешности, и интеллектуальных наклонностей, и умственных
способностей. В этот период дети утрачивают ту самооценку, которая
была до этого. В младшей школе она складывалась из оценки взрослых и
того же учителя. Баллы за ответ на уроке дети воспринимали как оценку
своей личности. Младшие школьники на вопрос: «Кто у вас самый лучший в
классе?» обязательно назовут отличников. Но в пятом классе такое
представление о «хорошисте» уже начинает меняться. Прибавьте к этому
гормональную разбалансировку организма, которая беспощадно «бьет» по
нервной системе, и вы поймете, почему ребенок неуравновешен,
раздражителен, более утомляем и вообще переживает не самые счастливые
дни своей жизни. На этом фоне совсем по-другому смотрится еще одна
проблема: оставаться ли в своей «простой» школе или идти за лучшими (так
кажется) знаниями в более престижное учебное заведение. Как ни странно
(поскольку такой переход становится тенденцией), большинство
специалистов единодушны: переход из школы в школу и даже из класса в
класс нежелателен. Он, утверждают они, приемлем только в том случае,
если ребенок не имеет на старом месте нужного статуса. Например, в силу
каких-то причин относится к отвергнутым детям: класс его не принял. И
тогда нужно помочь ему занять соответствующий статус на новом месте,
потому что в этот период для подростка особенно важно иметь
взаимопонимание со сверстниками. И все же новый коллектив требует
напряжения: нужно опять преподнести себя и найти свое место в нем. А
если есть какие-то физические или психологические особенности у ребенка,
он может получить душевную травму лишь только потому, что… рыжий или
слишком худой. И даже если в предыдущем коллективе это тоже имело
какой-то негативный оттенок, ребенок уже научился с этим бороться и
защищаться. Поэтому родителям, стремящимся дать детям хорошее
образование, нужно в первую очередь помнить о том, что в гимназиях и
лицеях — совершенно другие требования и нагрузка. Готов ли их ребенок к
ним (он не глупее, нет!)? Но позволяет ли его физическое и психическое
здоровье выдержать такой темп? Насколько адекватна его самооценка?
Выработаны ли у него эмоционально-волевые навыки (а у нынешних детей это
самая большая проблема)? И если ребенок успешно получает знания в своей
школе, не нужно мешать ему: эти знания будут совершенно достойными. К
тому же нужно понимать, что нет ни одного учебного заведения, где бы
абсолютно все учителя были высочайшего уровня. В начале учебного года
будьте предельно внимательными к своему ребенку, замечайте малейшее
изменение в его настроении, отношении к школе. Раньше он приходил и
охотно рассказывал, что было в школе, а теперь молчит, не рассказывает?
Это уже сигнал: ему не комфортно, он что-то пытается скрыть и боится вам
рассказать, или он не понимает, что происходит. Помогите ему,
посоветуйтесь со школьным психологом, не останавливайте себя известным:
«Да что я побегу с такой маленькой проблемой?». Ведь из маленькой
проблемы может получиться большая, а этого допустить никак нельзя. Хотя
есть дети, у которых достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться с
возникшими трудностями, и этого даже никто не заметит. Но и других ребят
нужно постоянно поддерживать и учить, как преодолевать «подводные
течения». Нужно помнить и то, что ребенок дома, на улице и в школе — это
три разных человека. И это не значит, что он такой лицемер. Ведь
выполняя определенную социальную роль, он научился соответствующим
способам поведения. В роли ребенка знает, как быть послушным, чтобы от
мамы с папой что-то получить. Когда он выполняет роль ученика, пытается
подстроиться под каждого учителя и опять же делать так, как каждому из
них нравится. Поэтому на разных уроках у разных учителей он может вести
себя по-разному, методом проб и ошибок выстраивая свои отношения. И
«таким» мама его не видит. Поэтому так желателен в пятом классе контакт
педагогов и родителей. К переходу в пятый класс необходимо
готовиться уже в четвертом классе: учителя, которые будут преподавать в
этом классе, знакомятся с детьми, присутствуют на уроках, проводят свои
фрагменты уроков, получают характеристику на каждого ребенка и
рекомендации педагога-классовода (совместно со школьным психологом) по
работе и подходам к каждому.